Об издательстве
Каталог
Авторы
Рецензии
Где купить
Партнеры
Издадим вашу книгу
Контакты
Скачать прайс-лист Прайс-лист
(.xls, 174Кб)

Новости
~ 28.12.2018 ~
В Новый год!
Дорогие друзья! Поздравляем вас с наступающим Новым годом и Рождеством!
~ 09.07.2018 ~
Самые популярные слова в заголовках книг!
Специалисты Ridero проанализировали все заголовки книг, опубликованных на данном сервисе (более 33 тысяч). Так получился хит-парад самых популярных слов, которые авторы используют в названиях.
 
 
Телефон/факс:
8 (499) 740-45-62
Грифон ВКонтакте   Грифон на Фейсбуке
grifon@grifon-m.ru
125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38, офис 128
Схема проезда Схема проезда
Наши книги
Назад
Новинки
Лидеры продаж
Скоро в продаже
 
Далее

Русская живопись революционной эпохи

«К 100-летию Великой Октябрьской революции», журнал «Содружество искусств», главред Блиок А.А., 2019
Андрей Епишин «Преображая мир в кровавом мятеже»
М.: Грифон, 2017. - 172 с.



Монография «Преображая мир в кровавом мятеже…

"Русская живопись революционной эпохи" (2017, Грифон) приурочена к столетию Октябрьской революции 1917 года. Искусствовед Андрей Епишин, уже известный по альбому-монографии «Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х – 1930-х годов» (2012, Грифон), которая, несмотря на скромный объем и тираж, сумела попасть в фонды самых крупных и влиятельных библиотек мира, таких как Библиотека Стэнфорда (США), Библиотека Гарварда (США), Библиотека Колумбийского Университета (США), Библиотека музея Метрополитен (Нью-Йорк, США), Национальная библиотека Франции (Париж, Франция), Британская национальная библиотека (Лондон, Великобритания) и многих других, на этот раз исследует русское революционное искусство.

Примечательно, что монография затрагивает ряд существенных вопросов генезиса русского искусства ХХ века, которые большинство современных искусствоведов старательно обходят стороной: «Что такое революционное искусство и было ли оно вообще? А если и было, то где, в таком случае, его начало и конец?»

Автор поставил своей целью наконец-то отделить революционное искусство от искусства раннесоветского, насквозь пропитанного уже иной сталинской идеологией и культурой. Странно, но по сей день этого никто так и не сделал: крупнейшие музеи России и мира продолжают презентовать выставки, где искусство 1910-х, 1920-х, 1930-х годов экспонируется вперемежку, без всякой последовательности и логики. Что касается многочисленных искусствоведческих изданий как научного так и популярного характера, то там советское искусство начавшись, как говориться, «с залпа Авроры» существует, словно в вакууме, без каких-либо модификаций вплоть до 1950-х годов, что само по себе выглядит странно и мало убедительно.

Андрей Епишин последовательно доказывает, что феномен русского революционного искусства, безусловно, шире самого факта октябрьского переворота и вовсе не является его прямым следствием, но, вместе с тем, и неотделим от последнего. Поэтому он существенно раздвигает временные рамки, захватывая произведения эпохи Первой русской революции 1905-1907 годов, Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны, образования СССР. Таким образом, автор с успехом воссоздает панораму культуры и жизни России 1905–1924 годов, пересечения, параллели и расхождения путей развития искусства, исследует их очевидные и скрытые связи на фоне политических событий и процессов, с целью увидеть революционную утопию изнутри, глазами ее творцов, вместе с тем, не искажая объективных исторических обстоятельств.



Структурируя масштабный художественный материал, Андрей Епишин взял за основу всего один вид изобразительного искусства и таковым была избрана живопись. Причины такого выбора во многом очевидны. Именно в пространстве живописи были совершены радикальные инновации модернистской эпохи и даже ниспровергателям живописи приходилось обращаться к ее канонам. Вместе с тем, именно живопись оказалась основным «полем боя», где развернулось противоборство беспредметного авангарда и «пролетарского» реализма. И кстати сказать, только в станковой живописи победа последнего оказалась почти безоговорочной и полной. Почему? Ответы данные в книге на удивление точны и объективны.



Стоит отметить, что автором задействован малоизученный художественный материал (многие из описанных в книге полотен практически не упоминаются даже в искусствоведческих трудах советской эпохи, не говоря уже о современных исследованиях), что дает уникальную возможность кардинально иного, нового прочтения широко известных работ, за счет сопоставления их с ранее неизученными памятниками, а также обнаружения новых взаимосвязей между ними. Разумеется, в центре исследовательского внимания оказываются далеко не все произведения живописи вышеозначенного периода и даже не все произведения напрямую взаимосвязанные с революционной тематикой, но именно те работы, которые, на взгляд автора, выражают наиболее существенные процессы и характерные черты революционной эпохи.

Продолжая краткий обзор книги, хочется отдельно упомянуть одну из ее глав — «Gesamtkunstwerk Ленин. Беспредметность vs монументализм». Термин Gesamtkunstwerk давно уже у всех на слуху. Случилось это с легкой руки Бориса Гройса, ловко связавшего ключевую вагнерианскую идею с тоталитарной сталинской эстетикой. Однако в таком случае, мы имеем дело с неким самоискажением этой идеи под воздействием специфических исторических обстоятельств. Однако модернистский проект универсальной синтетической формы, способной объединить в себе все виды искусства и преобразовать человеческую жизнь по законам красоты и гармонии был связан не только с русским авангардом, но и с искусством пролетарской революции в целом. Так, ленинский план монументальной пропаганды оказался на удивление близок Gesamtkunstwerk: и там и тут великая сила искусства должна была подготовить человечество к переходу на некую новую ступень развития, осуществить мировой переворот и приблизить наступление новой эры. Андрей Епишин убедительно доказывает, что прямыми преемниками русского авангарда стали конечно же не «аплодисментные» полотна соцреализма (а на самом деле просто не очень хорошего качества живопись, какой в любую эпоху было предостаточно, и верно ли искать теперь прямую взаимосвязь между этим сомнительным, злорадно вытащенным из замшелых музейных запасников, искусством и «лакировочной культурой» сталинской эпохи в целом), а революционное пролетарское искусство (которое одним авангардом отнюдь не ограничивалось и во многом сознательно отрицало последний), причем в самом прямом, а не вывернутом или искаженном смысле.



Здесь волей-неволей вспоминается свежий, но уже нашумевший выставочный и издательский проект Московского музея современного искусства (ММОМА) «Модернизм без манифеста», кураторы коего проделав масштабную исследовательскую работу, пришли к неутешительному для отечественного искусства выводу: к мировой культуре модернизма следует относить лишь русский авангард и неофициальное «левое» искусство. Это и есть советский модернизм не имеющий собственного манифеста. Все остальное следует признать постылым официозом, не достойным интернациональной сцены. Благодаря монографии Андрея Епишина, становится очевидна неправомерность подобного подхода. К слову сказать, данная в качестве эпиграфа книги цитата из, если и не официозного, то, без всякого сомнения, официального выступления А. В. Луначарского звучит как самый настоящий модернистский манифест: «Революция смела. Она любит новизну, она любит яркость. Традиция сама по себе не опутывает ее, и поэтому она охотно принимает те расширения реализма, которые по сути вполне лежат в ее области. Она может принять всевозможные деформации, если эти деформации служат именно выявлению внутренней реальной сущности путем художественного преображения».

В заключении необходимо отметить, что полноцветные, на удивление качественные репродукции как общеизвестных, так и мало знакомых широкому зрителю полотен дают представление о революционной эпохе не хуже самого текста. Также следует отдать должное издательству и самому автору за большой художественный вкус в полиграфическом оформлении книги.

Безусловно, монография «Преображая мир в кровавом мятеже… Русская живопись революционной эпохи» является событием в отечественной искусствоведческой науке, которое не может пройти незамеченным и художественной критикой.

Блиок А.А.

 
 

© Издательский дом «Грифон», 2009-2019 grifon@grifon-m.ru
125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38, офис 128 Схема проезда
8 (499) 740-45-62   Грифон ВКонтакте   Грифон на Фейсбуке