Об издательстве
Каталог
Авторы
Рецензии
Где купить
Партнеры
Издадим вашу книгу
Контакты
Скачать прайс-лист Прайс-лист
(.xls, 174Кб)

Новости
~ 28.10.2019 ~
Записки "Дон Кихотши" ХХI века
Популярный журналист, ведущий радиостанции "Маяк", член Союза журналистов России и Союза журналистов Москвы Константин Васильевич Смертин узнал у автора издательства "Грифон" о творческих планах, и о том, как из коммунальной квартиры на Садово-Спасской судьба вынужденно забросила Наталью Стремитину на родину альпийских гор, в Австрию.
~ 21.10.2019 ~
Туризм — хобби на всю жизнь!
18 октября 2019 г. в 18.00 в музее Славянской Культуры им. Константина Васильева состоялась презентация книги Николая Птухи «Этнографический туризм».
 
 
Телефон/факс:
8 (499) 740-45-62
Грифон ВКонтакте   Грифон на Фейсбуке
grifon@grifon-m.ru
125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38
Схема проезда Схема проезда
Наши книги
Назад
Новинки
Лидеры продаж
Скоро в продаже
 
Далее

Обители мудрости. Обители книжности России

За новую жизнь № 37 (13160) 9 сентября 2010 г.
Алексей ГЛУХОВ

Никольский храм в Зарайске

Евстафий-младший и его последователи

Создание книги, история библиотек и книжных собраний, этапы книгоиздательства в России - этим темам, в основном, посвящено творчество нашего земляка писателя Алексея Гавриловича Глухова. Недавно в московском издательстве Грифон вышла его новая книга под названием Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России. В ней шестнадцать глав, каждая из которых рассказывает о каком-либо знаменитом монастыре или храме, проявившем себя в духовном просвещении русского народа. Это Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский монастыри, Оптина пустынь, София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире... Заключительная же статья книги полностью отдана зарайским просветителям. Сам автор признается, что хочет поведать об одном храме на моей малой родине - Зарайской земле - и о представителе династии книжников, связавших с ним свою судьбу.

Предлагаем читателям познакомиться (в сокращении) с этой статьей.

Благословенная Зарайская земля располагается на юго-востоке Московской области и граничит с областью Рязанской. С высокой старой крепостной стены открываются неоглядные дали заречной стороны. Местному кремлю более четырех с половиной столетий, а Зарайску - с момента упоминания в летописи - почти вдвое больше. Он на год старше самой Москвы. Город, расположенный на крутом холме, был до татаро-монгольского разорения очень красив и назывался тогда Красным. Местные краеведы посчитали, что с Зарайском так или иначе связаны 70 литераторов - писателей, поэтов, драматургов, переводчиков, публицистов, критиков, филологов, фольклористов.

Мне хочется рассказать об одном из них. Его обычно называют Евстафий Второй (или младший). Известны примерные даты его жизни (около 1210 года - вторая половина ХШ века), а также место рождения - Корсунь (Херсонес), что на Черноморском побережье Крыма. Отец - священник Евстафий Корсунянин, он служил в церкви Апостола Иакова, в которой в свое время крестился великий князь Владимир Святославович.

Безмятежная жизнь в шумном торговом городе вскоре закончилась. Что произошло дальше, красочно рассказано в Повести о перенесении иконы Николы Заразского из преславного города Корсуни в Рязанские пределы. Святой Никола явился в видении Евстафию-старшему и сказал: Возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить, и место то прославить.

Добравшись до Рязанской земли, Евстафий-старший засомневался: куда идти дальше, где остановиться. И снова помог святой Никола. По его повелению удельный князь Федор Юрьевич, сын великого рязанского князя Юрия Ингваревича, направился встречать чудотворный образ. Федор пришел в то место, о котором говорили, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блиставший от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз... И принял чудотворный образ, и пришел в область свою. (В настоящее время на месте встречи иконы - у Белого Колодца на правом берегу Осетра - установлен памятный знак, посвященный этому событию.) Вскоре в город прибыл Юрий Ингваревич с епископом Ефросином Святогорцем. Князь создал деревянный храм во имя Николы, епископ торжественно освятил его. А семейство поселилось в городе Красном в Черной слободе на Корсацкой горе.

О творчестве книжников Никольского собора, видимо, можно судить по дошедшему до нашего времени Евангелию 1401 года, которое получило название Зарайского. Сейчас эта книга хранится в Москве, в Российской государственной библиотеке.

У Евстафия-младшего началась обычная жизнь священника в маленьком городке: службы, проповеди, обучение детей грамоте. И вместе с тем - литературная работа. Он создает описание своего путешествия с отцом из Корсуни в город Красный, а позднее - первый вариант Повести о разорении Рязани Батыем. В конце ее сохранилась приписка: Сие написал Евстафий второй Евстафьев сын Корсункова.

Он был современником описываемых событий, сам пережил все ужасы татаро-монгольского нашествия на Русь... Рязанцам выпала тяжкая доля первыми принять на себя всю тяжесть вражеского нашествия. В неравной и безнадежной борьбе они проявили беспредельный героизм и величие духа.

И Повесть о разорении Рязани Батыем - одно из лучших произведений древней русской литературы - скорбно и драматично повествует о гибели всех удальцов и резвецов рязанских...

В Никольском храме не прерывалась книжная традиция... Последователи Евстафия редактировали и пополняли Повесть о разорении Рязани Батыем, включив в нее такие шедевры, как рассказ о Евпатии Коловрате, плач Ингваря Ингваревича и похвала роду рязанских князей. Академик Д.С. Лихачев особо отметил, что этот литературный процесс происходил при церкви Николы в небольшом рязанском городе Заразске. И его осуществляли талантливые, высокообразованные люди, владеющие словом.

Вся Повесть о разорении Рязани Батыем - удивительное творение зарайских книжников: что не эпизод - то своего рода жемчужина. К таким относится и знаменитый Плач, в котором с большим драматизмом выражена скорбь, вызванная вражеским поруганием отчизны. Завершается Повесть о разорении Рязани Батыем похвалой погибшим князьям, их мужественной борьбой с беспощадным и превосходящим силой противником. Эта похвала - наиболее яркий образец словесного мастерства ее автора. Оценивая это произведение, академик Д.С. Лихачев пишет: С точки зрения литературной отделки, тонкости литературного рисунка, похвала эта - своего рода образцовое произведение, шедевр, какой средневековые ремесленники обязаны были выполнить перед вступлением в цех для доказательства своего мастерства. Ее сжатость, отточенность формулировок, ритм синтаксических оборотов, напоминающий повторяемость орнаментальных мотивов, позволяет сравнивать ее с произведениями столь развитого на Рязани ювелирного искусства. Стилистическая выделка этой краткой похвалы доведена до медальонной чеканности. Повесть о разорении Рязани Батыем пользовалась на Руси огромной популярностью. Она дошла до нас почти в ста списках и нескольких редакциях...

25 декабря 1987 года на здании Никольского собора в Зарайском кремле была установлена мемориальная доска. Текст, высеченный на граните, гласит: Здесь, в церкви Николы, летописец Евстафий и его потомки создавали выдающийся памятник Древней Руси - Повесть о разорении Рязани Батыем. Насколько мне известно, пожалуй, впервые древнерусскому книжнику оказана такая честь.

Вполне возможно, что в Никольском храме велась если не летопись, то какая-то хроника местных событий. Главную роль в литературном процессе того времени играл человек, которого называли книжником. Это был и автор - создатель собственного творения, и редактор, подвергавший переработке сочинения своих предшественников, и писец-копиист. Книжником (и выдающимся) был и Евстафий-младший. Но для создания такого высокохудожественного произведения нужны хорошая литературная подготовка и надежные источники. Конечно, в маленьком городке, в небольшой деревянной церкви имелась библиотека. Судя по созданным здесь произведениям, авторы были знакомы с древнерусской литературой, знали Повесть временных лет, читали Слово о полку Игореве, использовали Жития Бориса и Глеба, святителя Николая Мирликийского. Имелись у зарайских книжников Повесть о битве на Калке, рязанская летопись и княжеский рязанский поминальник. Они могли использовать и книжное собрание Николо-Зарайского монастыря, который существовал в XIII-XVI веках.

О творчестве книжников Никольского собора, видимо, можно судить по дошедшему до нашего времени Евангелию 1401 года, которое получило название Зарайского. Сейчас эта книга хранится в Москве, в Российской государственной библиотеке.

Еще один штрих: уже в XVII веке зарайский стрелецкий голова Никита Анненков создал особую, так называемую Стрелецкую редакцию Повести о разорении Рязани Батыем под названием Сказание о пришествии скверного и безбожного царя Батыя и како он пленил грады русские и Рязанское государство разорил. Текст этого Сказания... переписывался в Зарайске. В одном из списков имеется приписка: Справил Ивашко икон-ник Калашников.

Мы не знаем имена переписчиков и художников, нет сведений, где приобретались необходимые для книгопроизводства материалы, кто определял, с каких оригиналов снимать копии. Но известно, что из других центров Руси сюда приезжали мастера, чтобы снять копии с Повести о разорении Рязани Батыем и других произведений.

Интерес к ним особенно возрос после того, как дружина и жители Зарайска отличились в Смутное время. Характерно, что именно в XVII веке появляются различные их переработки и ряд новых редакций - воинская, стрелецкая, проложная; их первая публикация относится к 1662 году.

Повесть о разорении Рязани Батыем не только нашла широкий отклик у читателей, но и повлияла на многие литературные произведения. Это влияние всесторонне проследил Д.С. Лихачев, поэтому я ограничусь лишь кратким перечислением памятников древности, в которых использованы идеи и факты Повести.... Это Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву, Слово о житии и преставлении царя русского Дмитрия Ивановича, Похвала роду рязанских князей.... Дважды Повесть... использовалась в летописных сводах (митрополита Киприана 1408 года и Фотия 1418 года), а также в знаменитой Задонщине.

Память о великих делах - залог возрождения России. И совершенно естественно была воспринята идея создать в Зарайске своеобразный музей под открытым небом, где будут представлены важнейшие географические, археологические, архитектурные и литературные объекты, отражающие многовековую историю этой благословенной земли. И очень хорошо, что составная часть этого музея - мемориал Евстафия (от Белого Колодца до Корсацкой горы) - уже действует. Восстановлены и некоторые другие памятники.



 

 
 

© Издательский дом «Грифон», 2009-2019 grifon@grifon-m.ru
125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38 Схема проезда
8 (499) 740-45-62   Грифон ВКонтакте   Грифон на Фейсбуке