Об издательстве
Каталог
Авторы
Рецензии
Где купить
Партнеры
Издадим вашу книгу
Контакты
Скачать прайс-лист Прайс-лист
(.xls, 174Кб)

Новости
~ 15.06.2017 ~
Интервью с Ольгой Покровской, автором ИД "Грифон"
Ольга Покровская – известный писатель, автор книг «Ангел в зеленом хитоне», «Булочник и Весна», «Рад, почти счастлив…». Ее новый роман «Полцарства», вышедший в ИД "Грифон", недавно был включен в лонг-лист литературной премии «Ясная Поляна».
~ 08.06.2017 ~
В электронном варианте – на Красной площади!
3–6 июня 2017 г. проходил ежегодный книжный фестиваль «Красная площадь», напротив Кремля, в самом центре Москвы: он был приурочен к дню рождения великого Александра Пушкина и Дню русского языка.
 
 
Телефон/факс:
8 (499) 740-45-62
Грифон ВКонтакте   Грифон на Фейсбуке
grifon@grifon-m.ru
123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38, офис 522
Схема проезда Схема проезда
Наши книги
Назад
Новинки
Лидеры продаж
Скоро в продаже
 
Далее

Форматы книг

Из чего состоит книга?


 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

История возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3, 5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. Основным материалом для изготовления папируса были трехгранные стебли тростника, достигавшие 5-ти метровой высоты. 
Параллельно с развитием папируса началось развитие другого материала. Этим материалом стал придуманный во II-м веке до нашей эры в Малой Азии пергамент. Свое название он получил из-за места, где началось его производство – города Пергама Пергамского царства (ныне Азия - римская провинция в Малой Азии).
Пергамент получали путем обработки кож молодых парнокопытных животных – телят, ягнят, козлов и ослов. Однако у него был очень серьезный недостаток – изготовление пергамента было чрезвычайно трудным процессом, а потому этот материал был чудовищно дорог. 
Однако настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. 
На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, уже не считалась в Китае редким материалом. В течение многих веков китайцы были единственными, кто владел секретами изготовления бумаги, они ревностно оберегали технологию.
Первым некитайским центром развития бумажного производства стал Самарканд. А история появления бумаги в Европе была еще длиннее. Первые бумажные мельницы появились в Испании в X веке. 
По мере распространения телевидения, компьютеров и интернета регулярно предрекается смерть книг, журналов и газет. Однако, несмотря на прогнозы, и книги, и журналы, и газеты все еще живы, а это значит, что история бумаги продолжается!

Состав книги

Верхний, боковой, нижний обрезы книжного блока – торцы книжного блока после обрезки с трёх сторон.
Книжный блок – изготовленный в ходе брошюровочных процессов комплект скрепленных в корешке тетрадей или отдельных книжных листов, содержащий все страницы и другие детали (вклейки, приклейки, форзацы, ленточка-закладка, накидки, вкладки и т.д.) одного экземпляра будущей книги, подготовленный для вставки в переплётную крышку или для крытья обложкой.
Корешок – торцевая поверхность книжного блока, в которой скреплены составляющие его тетради или листы.
Наклейка на корешке – содержит заглавие книги.
Бинт – выпуклый поперечный декоративный элемент на кожаном корешке переплёта.
Тиснение – получение на переплётных крышках или корешке оттиска (рисунка или текста) с использованием полиграфической фольги в результате силового воздействия нагретого металлического штампа.
Отстав – полоска плотной бумаги (при круглёном корешке книжного блока) или картона (при прямом корешке), которую наклеивают на внутреннюю сторону покровного переплётного материала между сторонками переплётной крышки для того, чтобы подольше сохранить форму корешка в готовой книге и предохранить от истирания и осыпания тиснения или красочный оттиск на корешке переплётной крышки.
Ляссе – ленточка-закладка, тесьма (шёлковая, полушёлковая, хлопчатобумажная, плетёная). Приклеивается к верхней части корешка книжного блока и вводится внутрь блока.
Переплётная крышка – основной элемент переплёта книжного издания, рассчитанного на средний и большой сроки службы. Изготовляется из прочных и износостойких материалов и соединяется с книжным блоком клапанами корешкового или окантовочного материала и наружными сторонками форзацев.
Подвёртка – часть покрытия переплётных крышек, подвёрнутая на их внутреннюю сторону.
Форзац – обычно сложенный пополам лист бумаги, помещаемый между переплётной крышкой и книжным блоком. Нахзац – это, соответственно, форзац в конце книги.
Каптал – хлопчатобумажная, шёлковая или полушёлковая лента с белым или цветным утолщённым краем. Наклеивается на верхний и нижний края корешка книжного блока. Каптал – элемент внешнего оформления книги; вместе с бумажной полоской, наклеиваемой на корешок поверх него, служит также упрочняющим элементом книжного блока.
Первый лист книги — титульный лист. Его назначение — сообщить читателю главные сведения о книге (автор, заглавие, место нахождения издательства, его название, год выпуска книги и др.). Титульный лист может быть одинарным (из двух страниц — лицо и оборот) или двойным (из четырех страниц, как правило первых). В этом случае первая страница двойного титульного листа - авантитул. Она имеет композиционно-оформительское значение, позволяет разгрузить основной титульный лист. На авантитуле могут быть напечатаны надзаголовочные данные, выходные данные; на нём помещают также издательскую марку, иногда повторяют фамилию автора и название.
Контртитул или фронтспис— страница, размещаемая рядом с основной частью двойного титульного листа, слева от него на второй полосе. Содержит по обыкновению часть выходных сведений (например, о всем многотомном издании в целом или о титульных данных оригинального издания в переводной книге). Контртитул используют, чтобы разгрузить основной титульный лист, если выходных сведений на нем слишком много. Отличие контртитула от фронтсписа в том, что Фронтспис — страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа. На фронтисписе печатают портрет автора или рисунок ко всей книге в целом.
Суперобложка— отдельная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Используется как реклама, элемент внешнего оформления, предохраняет от загрязнений переплёт.
Шмуцтитул- специальная страница, предваряющая раздел книги. Как правило, шмуцтитул содержит краткое название этой части или главы, эпиграф и т. д. Обычно располагается на правой печатной полосе с пустым оборотом.
Завершает книгу концевая страница (полоса) — с разного рода выходными сведениями (предвыпускными и выпускными данными).

Стандартные форматы книг (по ГОСТ 5773-90)

Как определить формат книги? Что означает запись 84х108х1/32?
Запись 84х108 1/32 указывает на формат бумажного листа и его долю, занимаемую одной страницей Вашей книги.
Бумажный лист – это единица расчета количества бумаги на отдельно взятое полиграфическое издание. Форматы последнего могут быть самые разные (по ГОСТУ: 60х70, 60х84, 60х90, 60х108, 70х84. 70х90, 70х100, 70х108, 75х90, 84х90, 84х100, 84х108).
Обрезной формат издания – это его размер. Измеряется он либо в миллиметрах (128х200) после обрезки, либо долей бумажного листа избранного формата (1/8, 1/16, 1/32). Выбор формата регламентируется ГОСТ 5773-90. «Издания книжные и журнальные. Форматы».

 
Формат печатного листа, см/доля листа Максимальный размер готовой книги, мм
60х90 1/8 220х290
84х108 1/16 205х260
70х100 1/16 170х240
70х90 1/16 170х215
60х90 1/16 145х215
60х84 1/16 145х200
84х108 1/32 130х200
70х100 1/32 120х165
75х90 1/32 107х177
70х90 1/32 107х165
60х90 1/32 107х140
60х84 1/32 100х140
 

Цветность печати
В полиграфии цветность печати обозначается количеством красок, наносимых на поверхность листа. Стандартная полноцветная печать использует 4 краски (голубая, пурпурная, желтая, черная - CMYK), смесь которых в процессе печати дает все цвета, за исключением специфических - золотого, серебряного и т.п. Если вы хотите заказать листовку, одна сторона которой будет пустой, а другая - полноцветной, то схема цветности будет выглядеть так: 4+0, где 4 - количество красок наносимых на одну сторону листовки (полноцвет), 0 - количество красок наносимых на оборот листовки (оборот без печати). По аналогии - для двухсторонней черно-белой листовки: 1+1, для черно-белой книги: 1+1.
Существуют также готовые составные цвета, которые не требуется подбирать, смешивая краски стандарта CMYK. Составные цвета подбираются из каталогов системы Pantone, цветность печати с их использованием обозначается так же: 1+1, 2+2, 2+0 и т.д., в зависимости от количества красок, которые наносятся на поверхность печатного листа. Использование цветов Pantone особо эффективно, если печатное издание должно имитировать золотое или серебряное тиснение или когда необходимо использование специфического цвета.

Виды переплета книг
Переплет книги определяет ее долговечность и удобство чтения. В то же время тип переплета имеет ключевое значение при расчете стоимости книги. В общем случае различают твердый и мягкий переплеты.

Твердый переплет
При изготовлении твердого переплета отпечатанные листы сгибаются, собираются тетрадками, которые сшиваются между собой нитками и подрезаются под необходимый формат (называемый обрезным), образуя книжный блок. Затем книжный блок вставляется в переплетную крышку. Переплетная крышка - это листы картона, оклеенные переплетным материалом - ламинированной бумагой, бумвинилом, балакроном, кожей и т.д. Книжный блок соединяется с переплетной крышкой с помощью форзаца - бумажного листа, который наклеивается на внутреннюю сторону переплетной крышки и на внутреннюю кромку книжного блока. Корешок книжного блока проклеивается также тканью, которая служит дополнительной связью между блоком и переплетной крышкой. Верхняя и нижняя часть корешка книжного блока оформляется с помощью капталов. Наиболее распространенные виды твердого переплета - 7БЦ и 7Б.

Переплет 7БЦ (целлофанированный)
При производстве книг в переплете 7БЦ в качестве переплетного материала используется художественно оформленная бумажная обложка, ламинированная глянцевой или матовой полимерной пленкой. Толщина пленки обычно составляет 32 микрона. Выбор глянцевой или матовой припрессовки определяется, прежде всего, дизайнерским замыслом, однако обычно матовая ламинация обходится несколько дороже глянцевой. Для оформления переплета 7БЦ используются методы офсетной и цифровой печати.

Переплет 7Б
При производстве книг в переплете 7Б в качестве переплетного материала используются бумвинил, балакрон, кожа, ткань и др., которыми кашируется картон переплетной крышки. Отличие от переплета 7БЦ заключается в том, что для оформления переплета 7Б используются методы тиснения и конгрева - изображения наносятся серебряной или золотой фольгой либо тиснятся с помощью специального штампа.

Мягкий переплет
При изготовлении мягкого переплета (книга в мягкой обложке) страницы книжного блока могут компоноваться как тетрадками, так и составляться в подбор. В первом случае получается книга с ниткошвейным внутренним блоком, во втором - со внутренним блоком на клеевом бесшвейном соединении (КБС).
При производстве мягкого переплета внутренний блок книги соединяется с обложкой, отпечатанной на офсетной или мелованной бумаге плотностью 160-300 гр/м. Бумагу меньшей плотности использовать для печати обложки не рекомендуется, т.к. она не сможет обеспечить книге необходимой долговечности. Существует несколько основных методов скрепления обложки и блока.

КБС (клеевое бесшвейное соединение)
При изготовлении книги КБС обложка соединятеся с книжным блоком методом склеевания. Для лучшего проклеивания используется торшенирование - создание на корешке блока поперечных надрезов, которые в процессе переплета заполняются клеем.

Скрепление скобой
Внутренний блок прошивается на две или три скобы. В результате получается брошюра, напоминающая школьную тетрадку. Скобой можно скреплять издания "втачку". В этом случае внешне издание будет напоминать книгу в переплете на КБС.

Скрепление на пружину
Это метод скрепления, используемый, главным образом, для переплета офисной документации, выставочных материалов и т.д. Внутренний блок такого издания соединяется с обложкой с помощью пластиковой или металлической пружины, для чего в отпечатанных листах делаются специальные прорезы вдоль будущего корешка.

Допечатная подготовка

Корректура текста или корректорская правка текста — это исправление в оригиналах авторских текстов орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, а также погрешностей набора текста, например, опечаток. Профессиональный корректор не только вычитывает ошибки в тексте, он делает текст красивым: проверят правильность расстановки тире и дефисов, кавычек, унифицирует написание повторяющихся символов, сокращений и условных обозначений.
Корректорская вычитка и редактирование текстов проводится в режиме рецензирования.  Вы всегда видите, какие правки внес корректор. Если у корректора возникают вопросы по тексту к автору, то эти вопросы также вносятся в файл с корректурой в режиме рецензирования.
Внесение корректорских правок – фактическое исправление корректором ошибок с предоставлением чистого исправленного материала.

Верстка книг представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным компози            ционным, гигиеническим и стилевым требованиям.
Главным образом, верстальщик должен четко представлять структуру книги — рубрикацию. От этого будет зависеть выбор шрифта заголовков, подзаголовков и т.д.

Макет — это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет — это основа верстки.
Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт основного текста и заголовков должен подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не должны смотреться вычурно и выбиваться из общей стилистики книги. Допуская небрежность хотя бы в одном из элементов книги — в тексте, в цветах, в подборе шрифта, в противоречивом негармоничном оформлении.
Например, все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним).

Иногда, помимо корректуры и верстки текста, необходимо литературное редактирование.
Литературное редактирование (редакторская правка) — редакторский анализ, оценка и совершенствование литературной формы текста.
Литературная правка включает в себя следующее:
- Исправление лексических ошибок и исправление нарушений норм словоупотребления;
- Стилистическая правка текста;
- Устранение логических ошибок в тексте, совершенствование его композиции (разбивка на смысловые фрагменты, последовательность изложения);
- Сокращение и переделка текста без изменения смысла (устранение повторов, лишних подробностей);
- Проверка фактического материала (источники, цитаты, термины, даты, названия и имена, цифры).

 

 
 

© Издательский дом «Грифон», 2009-2017 grifon@grifon-m.ru
123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38, офис 522 Схема проезда
8 (499) 740-45-62   Грифон ВКонтакте   Грифон на Фейсбуке